Не все дети учатся исключительно на отличные оценки. Если у ребенка упала успеваемость, то не стоит сразу же ругать его и обвинять в лени, безответственности. Сперва стоит разобраться в причинах происходящего.
Почему дети имеют плохую успеваемость в школе
Часто родители списывают плохие оценки на генетический фактор и отсутствие у ребенка способностей к тем или иным наукам. Есть и другие причины:
- завышенные требования со стороны родителей и учебной программы;
- слишком высокие нагрузки (домашние задания, походы на кружки, секции, дополнительные занятия с репетитором);
- ребенок недавно перешел в другой класс или школу, ему сложно адаптироваться в новом коллективе;
- отрицательный эмоциональный фон (из-за ссор с родителями или одноклассниками, непонимания учителей);
- страх, отвращение к обучению из-за неправильного поведения взрослых;
- неумение правильно использовать собственные мыслительные способности;
- непонимание смысла занятий;
- психологическая напряженность ребенка (часто возникает из-за конфликтной ситуации в семье);
- отставание в развитии, нарушение процессов памяти, внимания, мышления;
- гиперактивность, синдром дефицита внимания.
Как распознать проблему
Если у ребенка «хромает» только один предмет, то причина в том, что школьнику просто сложно усвоить материал. Достаточно будет поговорить с учителем, попросить его дополнительно позаниматься с отстающим учеником. Если позволяют финансы, то можно нанять репетитора. Когда школьник отстает сразу по нескольким предметам, то на простую случайность ситуацию уже не списать.
Важно поговорить с ребенком в спокойной обстановке, постараться понять, в чем же дело. Важно говорить максимально корректно, не пытаться его ругать, стыдить, наказывать. Из-за этого школьник еще больше закроется в себе, успеваемость это точно не наладит. Также можно поговорить и с учителем, возможно, он подскажет выход. Иногда ребенку тяжело идти на контакт с родителями и педагогом, в этом случае стоит подключить к решению проблемы психолога.
Как помочь ребенку наладить успеваемость
Родители могут предпринять следующие меры:
- Быть в курсе проблем ребенка, чтобы вовремя сориентироваться.
- Не забывать хвалить школьника даже за минимальные успехи (сделал в диктанте на 2 ошибки меньше, чем обычно).
- Организовать четкий распорядок дня с регламентированным временем на уроки, еду, сон, занятия своими делами.
- Позаботиться о том, чтобы у школьника было специально оборудованное рабочее место. Ему должно быть там удобно и комфортно. Отвлекающие факторы нужно постараться полностью исключить.
- Учить ребенка выполнять учебные задачи самостоятельно, без дополнительного родительского контроля. Это поможет ему воспитать в себе дисциплину. Вмешиваться родителям стоит лишь тогда, когда у школьника нет возможности самостоятельно найти решение.
- Уделять школьнику больше внимания, приучать его делиться своими эмоциями, впечатлениями, новыми знаниями.
- Обеспечивать правильное питание и здоровый сон. Часто дети плохо учатся лишь потому, что до полуночи сидят за компьютером, а потом зевают на уроках.
- Не высказывать при ребенке негативной критики в сторону школы, учителей, упражнений из учебника. Это подорвет авторитет обучения в сознании ребенка.
Таким образом, если ребенок плохо учится в школе, то это еще не означает, что в жизни он будет аутсайдером. Не стоит требовать от него идеальной успеваемости по всем предметам, но и позволять учиться на одни лишь двойки тоже не стоит.