Что такое алалия у детей: какие причины и как она проявляется

Алалия

Слово алалия происходит от «а» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо – и «lalio» – «речь» в переводе с древнегреческого. Это отсутствие речи у ребенка или ее недоразвитие, связанное с поражением речевых центров. В зависимости от локализации повреждения, могут быть нарушены различные зоны головного мозга.

Содержание

Что такое алалия

Алалия у детей – это следствие повреждений, произошедших во внутриутробный или ранний период жизни. Без специально разработанного лечения малыши с таким заболеванием самостоятельно говорить не начнут.

Появление речи может перенестись на дошкольный, а в некоторых случаях и на более поздний период. У таких детей подобная задержка речи не связана с дефектами слуха и интеллекта.

Внимание! Алалия не лечится в домашних условиях, для постановки диагноза и назначения терапии необходимо только очное обращение к специалистам. В первую очередь необходимо обратиться к педиатру по месту жительства, который направит ребенка на дальнейшее обследование.

Если коррекционная терапия начинается после 4-5 лет, возможна вторичная задержка речи, связанная с психическим развитием ребенка. Запас знаний об окружающем мире у таких малышей меньше, чем у здоровых сверстников. Для алалии характерны нарушения всех сторон речи:

  • фонетической;
  • лексической;
  • грамматической;
  • морфологической;
  • синтаксической.

Это системное расстройство речевого аппарата, при котором сложно усвоить правила функционирования родного языка. Словарный запас скудный и аграмматичный. Лечение комплексное и систематичное, на протяжении нескольких лет. Статистически мальчики страдают им в два раза чаще.

Алалия – стойкая, тяжелая патология речевого аппарата. Детям с таким диагнозом трудно овладеть языком. Они не воспринимают речь как единую систему. Встречаются случаи, когда малыш не начинает говорить даже к школьному возрасту.

Нарушения, связанные с этой болезнью, влияют на речь и познавательную деятельность малыша. Позднее могут появиться проблемы при формировании личности. Нередко отсутствует стремление к развитию, взаимодействию с внешним миром.

Для алалии свойственен системный характер нарушений речевого развития, который затрагивает все его компоненты. Малыш с такими нарушениями не понимает обращенную к нему речь, все общение сводится к коротким лепетным словам.

В последующие годы наблюдается скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Алалия – одно из самых тяжелых речевых расстройств. Без помощи логопедов и других специалистов решить эту сложную проблему невозможно.

Классификация алалии

Современная логопедия выделяет две формы в классификации алалии – экспрессивная (моторная) и импрессивная (сенсорная). Встречается алалия, сочетающая две эти формы – сенсомоторная (смешанного типа).

Экспрессивная или моторная – системная недоразвитость экспрессивной речи центрального органического характера. Обуславливается это недостаточной сформированностью языковых операций.

Импрессивная или сенсорная алалия – речевое нарушение, имеющее центральный патогенез. Ребенок с таким диагнозом неспособен понимать обращенную к нему речь из-за неправильной работы речеслухового анализатора.

Каждый из этих видов имеет свою методику лечения. Без правильной терапии сенсорный вид опаснее для развития ребенка, чем моторный тип. На основе нейрофизиологии, нейрохимии и психолингвистики сформированы способы коррекции всех типов алалии. Но родители ребенка должны настроиться на долгую и упорную работу.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Что такое сенсорная алалия

Сенсорная (импрессивная) алалия – тяжелая форма речевого развития, при которой страдает и понимание, и говорение, а также наблюдается ряд симптомов моторного типа заболевания. Согласно медицинской статистике, в общем количестве деток, страдающих проблемами с речевым аппаратом, на моторный тип приходится 90% случаев, когда на сенсорную лишь оставшиеся 10%.

Сенсорная алалия это нарушение понимания ребенком речи окружающих. Экспрессивная речь (способность связанно говорить) у малыша в таких обстоятельствах не может развиваться. Некоторые считают, алалия сенсорная что это – неспособность говорить в связи с нарушением артикуляционного аппарата. Однако нарушение речи здесь вторично, то есть из-за непонимания речи окружающих, из-за проблем с фонематическим слухом.

Малыш с хорошим слухом не может связать в слова звуки, которые слышит от взрослых или сам произносит. Поэтому он не в состоянии их воспроизвести.

При таком типе наблюдается повреждение или недоразвитие речеслухового анализатора. Это приводит к серьезным нарушениям аналитико-синтетической деятельности. Звуки, которые слышит ребенок, не различаются им. Он не в состоянии распознать слова или даже отдельные звуки, слоги.

Причины появления сенсорной алалии

К этому нарушению приводят поражения головного мозга, а именно определенных зон, находящиеся в корковой его части, которые отвечают за речевой аппарат, анализ речи, понимание звуков. Главными факторами, способные привести к этому являются:

  1. Патологии плода, появившиеся во время беременности. Вынашивание может быть осложнено гипоксией, инфекциями, гипотрофией. Могут возникать нарушения в развитии ЦНС плода при употреблении алкоголя, наркотических веществ.
  2. Нарушение ЦНС во время родов. Плод может получить повреждения нервной системы при неправильных действиях акушера. При родах ребенок может получить травму головы.
  3. Заболевания в постнатальный период. Они могут возникнуть в первые годы малыша.

Существуют другие причины, которые также способны вызвать такое речевое нарушение. Диагностировать можно только после проведения комплексного осмотра ребенка. Малыша должны осмотреть логопед, педиатр, невролог, детский психолог, отоларинголог.

Как определить сенсорную алалия

Для оценки состояния мозга ребенка, у которого есть подозрения на алалию, необходимо провести МРТ мозга, ЭЭГ. Все эти методы исследования абсолютно безвредны для ребенка и не представляют никакой опасности здоровью.

Материал к теме  Что такое диагноз дизартрия и как с ним бороться

Необходимо четко разделить сенсорную алалию и возможную тугоухость. Это должен сделать квалифицированный отоларинголог. Для этого он проводит аудиометрию, отоскопию. Диагностика также должна определить степень тяжести имеющихся нарушений.

Какие симптомы имеет сенсорная алалия

При этом нарушении в первую очередь страдает понимание речи, обращенной к малышу. Он не способен понимать, что ему говорят. При тяжелом протекании, ребенок проявляет полное безразличие к окружающим звукам, независимо от природы их происхождения. Такие дети не способны различать речь от других звуков и не реагируют на свое имя. При лёгкой степени ребенок может понимать некоторые слова из обихода.

Ребенок, страдающий этим речевым нарушением, имеет высокую речевую активность, но она состоит из простых (лепетных) звуков, междометий. Смысл этого потока звуков и слов непонятен для окружающих людей. Речь ребенка напоминает скорее «словесный салат».

Одним из отличительных признаков сенсорного типа заболевания является выраженная эхолалия – повторение отдельных звуков не понимания их значения. Повторять слова, произнесенные взрослым, малышу с таким речевым нарушением сложно или вовсе невозможно.  Ребенок не в состоянии соотнести слово и предмет, которое оно обозначает.

Для алаликов характерно большое количество речевых ошибок. Они указывают на фонетическую недостаточность, что проявляется неправильной расстановкой ударений, пропуском звуков или их заменой на другие. Ребенок не может контролировать свою собственную речь и допускает в ней ошибки.

Как корректировать сенсорную алалию

Корректировать сенсорную алалию необходимо только используя комплексный подход. Он состоит из:

  • медикаментами, назначенные неврологом;
  • нейрокоррекция;
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом;
  • работа с детским психологом;
  • физиопроцедуры, эрготерапия;
  • специальный логопедический массаж.

Комплексная помощь

Врачами назначает прием ноотропные препараты, нейропептиды, нейропротекторы, витамины. Эти средства оказывают положительное влияние на ЦНС в целом. Дополнительными мерами могут стать массажи, ЛФК, приятие лечебных ванн.

Логотерапия

Целью здесь является формирование слухового восприятия, развитие способности анализировать речь и слова окружающих. На первых этапах замедляется хаотичная речь малыша, повышается его усидчивость, внимательность.

Нейропсихологическая коррекция

Здесь происходит развитие дефицитарных функций, мышления, улучшается память малыша, появляется активность к исследованию окружающего их мира. Все эти компоненты лечения подбираются и назначаются специалистами, с учетом возраста, тяжести заболевания, причин возникновения и ряда других физиологических особенности. Обязательным условием успешной терапии являются занятия с дефектологом.

Подобрать меры коррекции можно только после проведения комплексной диагностики. От срока обнаружения этого речевого нарушения зависит результат терапии. Оптимальным возрастом, когда желательно начинать коррекцию считается 2-3 года.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн
Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype
Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда

Прогноз лечения и меры профилактики

Прогноз результата определяется на сколько рано была выявлена проблема и говорить об этом может только врач, который ведет кроху. Логотерапия поможет только если соблюдается весь план коррекционной работы, состоящий из медицинской, а также психологической составляющей.

Вовремя начавшаяся терапия и неукоснительно соблюдающаяся коррекция позволяют сгладить нарушения речевого аппарата, предупредить отклонения в дальнейшем.

В случае запоздалого обращения, вероятность получить сформированную полноценную речь резко снижается. При отсутствии мер коррекции, задержка речи может привести к плохой социализации малыша. Как следствие, могут появиться психологические нарушения. Меры профилактики сенсорной алалии проводятся при беременности, а затем в раннем возрасте малыша.

Отличия сенсорной алалии от моторного типа нарушения речи

Слуховое внимание при данном нарушении снижено или вовсе отсутствует. Речь взрослых воспринимается неотчетливо, как набор хаотичных звуков. Поэтому не возникает желания подражать, повторять слова, слоги, звуки.

У детей с сенсорной алалией повышена речевая активность. Это отличает их от деток с моторный типом речевого нарушения. Детки с сенсорным видом много говорят, сохранена правильная интонация.

Ребенок с алалиейВ этом случае речедвигательный анализатор не поврежден. Однако речь таких малышей неустойчива по звуковому составу. В ней много отдельных обрывков слов, бессмысленных словосочетаний. Такая речь непонятна для окружающих. В некоторых случаях наблюдается эхолалия – повторение отдельных слов, звуков без понимания их значений.

Часто не сформирована соотнесенность слышимых и произносимых слов. Название не может закрепиться за определенным предметом. Дети с нормальным развитием речевого аппарата запоминают название предмета после 3-5 повторений.

Для алалика с сенсорный типом заболевания для этого требуется минимум 25-30 повторений. Ребенок не может повторить произнесенное родителем слово. Взрослые же расценивают это как упрямство со стороны малыша.

Степень нарушения понимания может быть разной. Может наблюдаться полное непонимание речи, так и непонимание отдельных звуков, слов. Понимание речи имеет ситуативный характер. Одна фраза может быть понята по-разному.

Сенсорная алалия – повышенная речевая активность при низком ее понимании окружающими. Малыш плохо контролирует свою собственную речь. Симптоматика сенсорной алалии:

  • высокая возбудимость;
  • плохая управляемость поведением;
  • вторичная задержка интеллектуального развития.

Дети, страдающие таким расстройством, плохо идут на контакт с другими людьми. На них трудно влиять словами и убеждениями, им сложно что-то объяснить. Эти факторы объясняют неуправляемость малыша.

Для сенсорного вида характерно, что даже специалисты часто могут ее спутать с аутизмом. В профессиональном кругу логопедов появляется мнение о том, чтобы заменить термин «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция». Терапия этой болезни начинается именно с сенсорного компонента. Это продиктовано тем, что у ребенка вначале начинает развиваться понимание речи, и только после этого появляется способность выговаривать звуки и слова.

Что такое моторная алалия

Алалия моторная – или по-другому экспрессивная – обусловлена тем, что связана с моторными (двигательными) нарушениями. Основные проблемы становления речи – плохое овладение языковыми операциями, недостаточный словарного запаса. К примеру, моторная алалия у ребенка 3 лет выражается в неспособности высказать свои мысли, слова, отдельные звуки. Ему сложно составлять слова, словосочетания и правильно их использовать.

У таких детей нормальная подвижность органов, ответственных за речь. Но есть трудность в двигательных умениях и навыках. Ребенок может слизать языком мороженое, но при этом не может поднять язык вверх по просьбе взрослого или родителя.

Понимая речь окружающих, малыш бессилен в воспроизведении родного языка. Задержка затрагивает исключительно речевой аппарат. Если имеется длительная задержка, может появиться вторичное отставание в интеллектуальном развитии. Это сглаживается со становлением речи и ее развитием, усложнением.

Характерным симптомом моторного типа алалии является неспособность повторять речь, услышанную от взрослых. В особо тяжелых ситуациях, ребенок не может повторить даже простейшие звуки, такие как «АУ», «БА», «ПА», хотя и понимает обращенную речь взрослых. Чем сложнее слог, тем сложнее дается его повторение. Дети, страдающие такими речевыми расстройствами, как правило имеют неврологические или психические нарушения.

Материал к теме  Что такое аграфия: ее виды, формы и коррекция

Неврологические симптомы могут быть выражены в неловкости, плохой координации движений, недостаточной физической активности. Может наблюдаться плохая мелкая моторика пальчиков – сложно застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Деткам с моторной алалией сложно играть с другими ребятишками. Им сложно хорошо прыгать, играть в мяч и делать другие движения, которые при этом легко даются здоровым детям.

В некоторых случаях может наблюдаться обратный эффект, то есть повышенная активность. Это зависит от локализации поражения головного мозга. В этом случае дети могут проявлять гиперактивность, легко возбудимы, проявляют излишнюю суетливость, но при этом они быстро устают.

Психические нарушения при моторной алалии

Могут наблюдаться отклонения в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в чрезмерной обидчивости, склонности к бурным реакциям, частым слезам, истерикам, нежелании иметь контакты и общение с окружающими людьми. Такие симптомы могут быть выражены в:

  • нарушения памяти;
  • плохой концентрации внимания;
  • замедленном протекании мыслительных процессов;
  • зрительно-пространственных нарушениях;

Детям с моторной алалией сложно сосредотачиваться на каком-либо занятии или предмете. Они очень быстро отвлекаются на другие малозначимые предметы или события. Заинтересовать чем-либо такого ребенка крайне сложно. Таким детям сложно запоминать стишки, цифры, названия дней недели.

Смешанный тип — сенсомоторная алалия

В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.

Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.

Диагностика алалии

Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:

  1. Анамнез – сбор информации от родителей и общения с ребенком. Подозрения на алалию могут быть установлены при наличии не менее трех характерных симптомов.
  2. Дифференциальная диагностика. Необходимо провести обследование у целого ряда специалистов узкого профиля. Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, психоневролог дать свое заключение об умственном состоянии. Детский психолог должен проверить его на наличие аутизма.
  3. Динамическое обследование. При начале коррекции логопед должен контролировать динамику становления речи. На основании полученной информации, логопед может скорректировать поставленный ранее диагноз.

Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.

Различия видов алалии
Дифференциация алалии.

Клиническая картина и особенности поведения

При отсутствии речевого общения с детьми или взрослыми ребенок испытывает психологический дискомфорт. Дети с самого раннего возраста используют жесты чтобы выразить свои эмоции, желания.

Постепенно они начинает подключать к этом речь, которая по мере взросления усложняется.

Ребенок с алалией такой возможности не имеет, ему трудно объяснить, что он хочет от взрослого. Степень затруднений может быть различной, но существует три уровня неразвитости речевого аппарата:

  1. Полное отсутствие речи.
  2. Есть начальные признаки речевого развития. Кроха имеет в своем запасе некоторые слова или звуки и может составлять из них слова, но такой запас крайне ограничен.
  3. Есть развернутая речь с фрагментами слабого развития речевой системы. Лексикон в этом случае большой, но слова произносятся искаженным образом, есть дефекты в произношении определенных звуков.

Эти уровни не связаны с возрастом ребенка. В 5 лет он может находиться на первом уровне. Эти нарушения неизбежно отражаются на устной речи, а в позднее на способности писать и читать.

Дети с трудом могут запомнить буквы, цифры. Они их путают, мешают друг с другом. Это дополнительно затрудняет развитие речевой способности. Ребенок понимает обиходную речь. Она проста для него, для нее не требуется соблюдать грамматические закономерности.

Ребенок может понять простые просьбы, например, закрыть дверь или взять книгу, ориентируясь на текущую ситуацию. Он понимает, что, если дверь в комнату закрыта, а мама вдруг о ней сказала, значит с ней нужно сделать какие-то манипуляции.

Интуитивно малыш откроет дверь. Но понимает ли он именно значения слов в этот момент, зависит от тяжести заболевания. На сложных стадиях может вовсе не понимать то, что ему говорят взрослые.

Коррекция алалии

Дети, страдающие алалией, имеют сложности в воспитании. Некоторые родители могут относится к таким деткам несправедливо. Они не понимают всех проблем, с которыми сталкивается на своем пути малыш. Важно осознавать, что таким детям требуется особый подход, основанный на спокойствии, терпении, понимании.

Если родитель заметил первые симптомы алалии, стоит немедленно обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться. Своевременная коррекция снизит риск возникновения осложнений.

В лечение этих нарушений входят различные методики и способы. Существуют психологический, педагогический, медикаментозный подходы. Особый вклад имеет в восстановлении речевых возможностей имеет методика транскраниальной электростимуляции. Также должны проходить этапы коррекции, основанные на специальных занятиях:

В специальных коррекционных центрах, логопедических школах используют особые медико-психологические терапии. Медикаментозный подход в первую очередь направлен на стимуляцию и формирование поврежденных мозговых центров. Специалисты отмечают эффективность некоторых процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

Коррекционная программа подбирается индивидуально м должна учитывать все особенности ребенка. Восстановительный процесс должен влиять саму на патологию и сопутствующие ей диагнозы.

Лечение моторной алалии у детей

При лечении нужно делать акцент на развитие моторики ребенка, его мышлении, способности запоминать. Так как это заболевание имеет системную природу появления, логопедический подход настраивается на полной охват звукобуквенных постановок, визуализации, способности концентрировать внимание на чем-либо. Это должен быть целый комплекс мер, оказывающий воздействие на:

  • стимуляцию речи;
  • осмысленность речи;
  • формирование и расширение словарного запаса;
  • грамматическое становление речи.

В лечении и коррекции принимают участие разнопрофильные специалисты, а не только логопеды. Ребенка с алалией нужно учить алфавиту и буквам как можно раньше. Эти навыки помогут лучше развить память, научить составлять слова из отдельных звуков, контролировать речь.

Материал к теме  Как избавиться от шепелявости в любом возрасте
Работа с детьми-алаликами
Чем раньше начнется коррекция речевых нарушений, тем быстрее появится прогресс.

Почему может возникнуть алалия

Алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются:

  • инфекционные заболевания (заражение произошло внутриутробно или при родах);
  • гипоксия;
  • асфексия;
  • токсикозы;
  • травма плода (падение или удар беременной женщины);
  • ЧМТ при родах или беременности;
  • риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • ряд хронических заболеваний у женщины (сердечная недостаточность, легочная недостаточность, гипертензия и ряд других.

Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.

Интересно почитать: что такое диагноз дизартрия.

Домашняя терапия алалии

Кроме занятий с профильными специалистами, можно проводить дополнительные занятия на дому. Чтобы избавиться от болезни, родитель должен максимально сосредоточиться на своем малыше и помочь ему. Есть некоторые эффективные способы, разработанные специально для пациентов:

  • Малыш должен научиться понимать речь на слух. Родитель называет предмет, ребенок должен его показать. Если он показал неверно, нужно показать правильно. Такое упражнение для алаликов повторяется много раз, прежде чем он поймет, что от него требуется. Для таких занятий подойдут яркие игрушки, цветные фигурки.
  • Если словарный запас широк, потренируйте его проговаривать названия предметов, показывая их.
  • С детьми, страдающими алалией, нужно чаще разговаривать. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. При сенсорной алалии слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

Возьмите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Могут помочь развивающие игры со взрослыми.

Возможные осложнения и последствия

Первичные проявления этого заболевания становятся заметными уже в 2 года. Если не предпринять лечение в нужное время, недуг продолжит развиваться далее. К основным осложнениям можно отнести:

  • нарушение в координации движений;
  • высокая возбудимость;
  • нарушения мелкой моторики;
  • плохое понимание речи взрослых людей;
  • отсутствие самообслуживания;
  • многочисленные грамматические ошибки в собственной речи;
  • задержки в умственном развитии;
  • проблемы с общением.

Работа с алаликами проводится в игровой форме. Пациент не должен испытывать дискомфорта, психологического давления на себя. Правильная коррекционная работа – залог избавления от проблем, связанных с алалией. Успех терапии вероятен при раннем начале – в 3-4 года. Необходим комплексный подход. При незначительных повреждениях речевых центром, данная патология может быть полностью излечена.

Профилактика алалии

Данный недуг может быть врожденным и приобретенным. Ученые выявили определенные закономерности в появлении этой тяжелой болезни. Она может появиться после гипоксии плода, ряда осложнений во время беременности, ранних родах.

Профилактика естественных причин невозможна либо крайне затруднительна. Малыш может получить травму головы во время родов. Причиной алалии являются также этиопатогенетические факторы. Сюда относятся:

  • рахиты;
  • вирусный энцефалит;
  • ЧМТ;
  • гипотрофия;
  • менингиты;
  • вирусные заболевания и осложнения после них.

Ряд этих причин можно полностью избежать, тем самым снизить до минимума риск появления патологии. Такими являются следующие меры:

  • родители должны отказаться от вредных привычек;
  • перед планированием беременности пройти все необходимые анализы для выявления заболеваний у матери.
  • во время беременности мать должна максимально избегать заражения вирусными инфекциями, обострение хронических болезней.
  • применять безопасные для плода лекарственные средства.
  • проходить все предусмотренные обследования во время беременности.
  • после рождения необходимо разговаривать, заниматься развивающими играми.
  • при появлении симптомов психических, неврологических расстройств, немедленно обратиться к логопедам, детскому психологу или неврологу.
  • проводить назначенные врачами прививки, в том числе маме.

Такие меры профилактики обеспечат хорошее развитие нервной системы, развитие речевых, моторных навыков.

Методика массажа при алалии

Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;

  • координирует мышцы лица и языка;
  • улучшает артикуляцию;
  • улучшает чувствительность тканей;
  • уменьшает саливацию (избыточное слюноотделение, слюнотечение).

Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.

Материал в тему: как проводить логопедический массаж дома.

Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.

Коррекционная работа логопеда

Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.

Этап первый

Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.

Этап второй

Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».

Этап третий

Обучение проговаривать слога, простейшие слова.

Этап четвертый

Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.

Этап пятый

Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.

Работа логопеда с алаликом
Алалию корректируют с помощью занятий у логопеда.

Прогноз преодоления диагноза

Залогом успешности терапии является ранняя диагностика заболевания. Логопеды, занимающиеся этой проблемой убеждены в том, что при начале коррекция в возрасте 3-4 лет, малыш имеет хорошие шансы на полное восстановление.

Основными факторами успеха является правильно подобранный курс лечения, его своевременность, опыт специалистов, проводящие коррекционную работу.

В раннем возрасте, благодаря пластичность мозга и нервной системы, речевые функции могут перенесены с пораженных участков на другие центры.

Стоит также знать, что чем больше поражения речевых центров, тем сложнее и длительнее будут протекать восстановление. Дети с моторной алалией имеют больше шансов на полное устранение проблем, хотя как сенсорная и смешанный тип, лечится тяжелее. В школьном возрасте такие детки могут столкнуться с трудностями в письме, чтении, сложении цифр.

Администрация сайта/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
razvivayrech.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
Яндекс.Метрика