Что такое дислалия и что делать родителям ребенка с этим диагнозом

Дислалия – дефекты произношения звуков у детей, которые не имеют проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляции. Дислалия у детей проявляется в виде отсутствия, замены, искажением звуков. Слово дислалия происходит из греческого языка, dys – нарушение, lalia – речь. При данном заболевании проводится логопедическое исследование, в ходе которого обследуется подвижность, строение речевого аппарата, фонетический слух. Может потребоваться консультации невролога, стоматолога, отоларинголога.

Содержание

Общие сведения о дислалии

Такое нарушение речи не связано с повреждениями и дефектами центральной нервной системы и слухом. Дислалия — самая распространённая проблема с речью у детей. Оно встречается у 25%-30%, а по некоторым данным у более чем 50% дошкольников, в возрасте до 7 лет. Имеют различные формы 17-20% школьников младших классов и 1% старшего возраста. В структуре этого нарушения, более всего выделяются полиморфные нарушения при произношении.

Они препятствуют овладению речью и являются причинами  для дисграфии, дислексии. Это речевое нарушение обладает избирательностью, то есть ребенок может хорошо выговаривать до 90% слов и звуков, но иметь проблемы с оставшимся 10%. Своевременная коррекция в состоянии полностью избавить ребенка от нарушений при произношении.

Симптомы дислалии

Увидеть и распознать симптоматику дислалии не сложно, это можно сделать обращая внимание на речь своего ребенка. Характерными симптомами являются искажения, замена звуков или букв на другие. Малыш может вовсе пропускать некоторые буквы в своей речи. Если имеет место замещение, симптомом является изменение слышимого звука на другой, который проговаривается ребенком. Например, ребенок слышит слово «кошка», но проговаривает «гошка». Такое явления происходит по причине того, что он не может дифференцировать звук по артикуляции и акустики.

Пациент может заменять фонемы на произвольные, в хаотическом порядке, независимо от структуры слова. Нет разделения на шипящие, твердые, мягкие и другие виды. Иногда ребенок может произносить одно и то же слово различным образом, в том числе и правильно. Это свидетельствует о незавершенном усвоении фонем. Ребенка, страдающего таким нарушением, можно определить по его речи и произношению. Он используют звуки, буквы, которых в слове нет. Такое характерно обычно для механического типа.

Если у ребенка есть функциональная дислалия, в его речи заменяются один или несколько звуков. Механическая дислалия характеризуется проблемами с произношением похожих фонем. Если есть патологии в развитии нижней челюсти, они будут проговариваться переднеязычной артикуляцией. Это происходит из-за невозможности задерживать язык на передних зубах. Это речевое нарушение может быть восстановлено по мере взросления.

Если родители заметят такое нарушение и обратятся за помощью к логопедам, есть высокий шанс на полное избавление от этого нарушения. Если он не получает должной коррекции, он также имеет вероятность на избавление от дислалии с возрастом. Такие дети имеют богатый словарный запас, может разбивать слова по слогам и со временем выработается правильная речь. Логопедами выделяется физиологическая дислалия, она проходит к пяти годам.

Нарушение звуковосприятия

Полноценная речь необходима для успешной учебы в школе. Именно по этой причине, речи нужно уделять особое внимание. На процесс формирования речевого аппарата влияет несколько факторов, в том числе слух. Любая слуховая патология отрицательно влияет на произношение. Ребенок неправильно слышит слово, звук, букву, а соответственно неправильно его произносит. Фонетическим или звуковосприятием называется способность правильно слышать и различать звуки «П-Б», «С-Ш», «Л-Р».

Часто, дети с нарушенным звуковосприятием коверкают даже фонемы, которые по отдельности могут произносить правильно. Они плохо могут производить анализ своей речи, могут допускать ошибки при написании, испытывать затруднении при чтении вслух. Подобные нарушения требуют работы и коррекции логопедами, педагогами. Многие из таких нарушений могут быть устранены в дошкольном возрасте, не дав перейти в стойкую форму, исправить которую будет затруднительно.

Важно знать, что в школьном возрасте речи развивается очень интенсивно, она отличается гибкость и податливостью. Ребенок с нарушенным слухом может не воспринимать на слух близкие и похожие звуки. В его лексиконе нет слов, в которых есть трудноразличимые для него сочетания букв. Это приводит в итоге к тому, что начинает отставать от сверстников.

Классификация

Существуют разные виды дислалии, которые классифицируются по причинам появления, степени тяжести, видов звуков, с которыми ребенок имеет трудности. Учитывая причины нарушения произношения, выделяются механическую или органическую, функциональную разновидность. Логопедами разработана следующая классификация дислалии.

Механическая

Механическая дислалия обусловлена анатомическим строением артикуляционного аппарата. Причинами являются:

  • Нарушенная зубочелюстная система. Может наблюдаться прогнатия – выпирание верхней челюсти, что появляется из-за ее слишком активного роста, по сравнению с нижней. Может быть нарушен прикус зубов, наличие большого промежутка при смыкании челюстей или нарушении строения зубов. Данные недостатки корректируются стоматологами.
  • Неправильно сформированное нёбо. Оно может быть узким, высоким, плоским, что создает трудности с артикуляцией многих звуков.
  • Губы неправильной формы. Недостаточная подвижность губ, отвисание влияют на правильность произношения.
  • Короткая уздечка языка (подъязычная связка);
  • Анатомическая особенность строения языка. Он может быть большим, коротким, маленьким.
Материал к теме  Что такое аграфия: ее виды, формы и коррекция

Некоторые из этих причин легкоустранимы. На правильность написания, словарный запас данный вид не влияет.

Функциональный

Функциональная дислалия обуславливается социальными факторами или корректируемыми нейродинамическими патологиями в головном мозге (коре ГМ). Есть несколько разновидностей – моторная и сенсорная.

Моторный тип

Продиктован нейродинамическими изменениями в отделах мозга, ответственных за речевые анализаторы. Моторная дислалия характеризуется нарушенными движениями языка, губ, вследствие чего и происходит неправильное произношение. Подобное явление называется фонетическим дефектом.

Сенсорный тип

Образуется из-за изменений в речеслуховых отделах и влияет на слух. Пациентом не может быть произведена дифференциация звуков, имеющие похожий фонем (твердые-мягкие, звонкие-глухие, шипящие –свистящие). В речи это приводит к смешиванию, замене, пропуску таких букв, а в дальнейшем эти буквы могут пропускаться и при написании.

Одновременное наличие обоих типов называется сенсомоторным типом. От несформированности тех или иных звуков, можно выделить три вида дислалии:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

Акустико-фонематическая

К этой группе относятся нарушения речи из-за избирательной несформированности анализа фонем по их акустическим параметрам. Главным нарушением в этом случае является недостаточное звуковосприятие, который предназначен для распознавания и дифференциации по видам. Звук, которые ребенок слышит, распознается им неверно, а следовательно, проговаривается им также неправильно.

Важно знать, что при таком типе, нет проблем со слухом. Дефект носит избирательный характер к некоторым фонемам. Не стоит путать акустико-фонематическую дислалию с тяжелыми нарушениями речи.

Артикуляторно-фонематическая

К этой группе относят дефекты, связанные с несформированностью операций для отбора фонем по их артикуляторным характеристикам. Существуют два варианта нарушений. В первом случае артикуляторная база сформирована не полностью. Вместо нужно в данном случае звука, ребенок выбирает звук близкий к нему по своим артикуляционным признакам.

Второй вариант характеризуется полной сформированностью артикуляторной базы. Ребенок знает все фонемы, которые требуются для правильного произношения, но при проговаривании слов, некоторые буквы заменяются на другие по принципу замены. Эти замещения происходят по принципу артикуляционной близости фонем – «крыса» — «крыша».

Артикуляторно-фонематическая

Характеризуется дефектами звукового оформления речи из-за неправильным образом сложившимися артикуляторными позициями. Звуки могут произноситься в искаженной форме, но происходит это в непривычных вариантах. Такую речь легко понять.

Тяжесть

От количества звуков, которые произносятся неправильно, дислалия может быть простой и сложной. При простой нарушено 1-4, при сложном типе нарушено более четырех звуков.

Мономорфный тип

Затруднено произношение одной из групп, например только звонкие или только шипящие.

Полиморфная

Звуки, с которыми есть трудности относятся к разным группам. Фонетические дефекты обозначают терминами, которые образуются от греческого алфавита:

  • ротацизм – проблемы с буквой «Р» и Р мягкое;
  • ламбдацизм – «Л» и «Л мягкое»;
  • сигматизм – нарушено произношение шипящих звуков (ж, ш, щ, ч) и свистящих (с, з);
  • йотацизм – трудности с «Й»;
  • гаммацизм – «Г» и «Г мягкое»;
  • каппацизм – «К», «К мягкое»;
  • хиттизм – «Х»;
  • трудности с озвончением и оглушением – замена звонких согласных на глухие и наоборот;
  • дефекты смягчения и твердости — замены мягких твердыми или наоборот.

Могут быть сложные формы, носящие комбинированный характер – сложение нескольких дефектов друг с другом. Если имеется фонематический дефект, то есть замена звука, к названию дефекта прибавляется приставка «пара». Таким образом образуются, параламбдацизм, парасигматизм и другие.

Формы дислалии

Существует две формы дислалии – функциональная и органическая или механическая. Если у ребенка отсутствуют нарушения органического характера, обусловлены периферической или центральной нервной системой, можно говорить о функциональной дислалии.

Такой тип появляется в детском возрасте, при усвоении правильности произношения звуков. Механическая может появиться в любом возрасте из-за нарушений в переферическом речевом аппарате.

К функциональной дислалии относятся дефекты произношения звуков – фонем, без механических нарушений артикуляции. Ее причинами являются:физическая слабость из-за соматических заболеваний;

  • задержки психологического развития (незначительные нарушения мозговой деятельности);
  • задержки в развитии речи;
  • нарушения, связанные с фонетическим восприятием;
  • социальное окружение (неправильная речь взрослых, недостаточное общение с другими детьми и взрослыми, недостаточное внимание к воспитанию ребенка).

Все эти причины не являются критичными и могут быть устранены работой квалифицированных психологов, логопедов и другими специалистами по развитию детей.

Патогенез дислалии

Причины у разных типов различные. Соответственно, коррекция необходима разная.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механический тип вызывается физиологическими и анатомическими дефектами. Они не дают возможность произносить звуки правильно звук, который были ими услышаны. Обычно это возникает вследствие стоматологических дефектов – прикус, неправильная форма и расположение резцов, недоразвитость челюстей. Медики считают основными причинами:

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн
Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype
Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда
  • уздечка языка слишком короткая;
  • особенности строения костей челюсти и лица;
  • дефекты нёба;
  • патологии верхней губы;
Для избавления от механической дислалии необходим стоматолог и ортодонт. Ребенку необходимо пройти специальный коррекционный курс. Наиболее лучшие результаты достигаются в возрасте 5-6 лет.

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Материал к теме  Что такое алалия у детей: какие причины и как она проявляется

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Особенности течения сложной дислалии

Чем сложнее комбинация нарушений, тем сложнее с ней справляться. Соответственно это влияет на общий фон протекания заболевания. При сложных формах могут наблюдаться задержки психического и общего развития. Необходимо заниматься углубленным исследованием ребенка в аспекте его психики, интеллектуального развития, слуха, зрения. Сложная дислалия может быть сигналом что есть проблемы с ними. Слабослышащие часто искажают или меняют звук «Т».

Ребенок, имеющий вторую или третью степень тугоухости не имеет в своем голосе металлический тон. Голос имеет мягкость или другими словами вязкость. Дети с проблемами со зрением могут иметь дефекты дислалии, соответствующие ее сложными типам. Это вызвано низким зрительным контролем. У таких пациентов сигматизм наблюдается в 4 раза чаще, чем у здоровых детей.

Диагностика дислалии по характеру нарушения речи

Диагностика дислалии начинается с выяснения всех особенностей течения беременности, родов, заболеваний матери, которые она перенесла в этот период. Имеют значение болезни ребенка, которые он перенес в раннем возрасте, его психомоторное развитие. Влияют на постановку диагноза и другие факторы:

  • особенности речевого развития в раннем возрасте;
  • слух;
  • зрение;
  • состояние опорно-двигательного аппарата.

Чтобы специалист имел полное представление об этом, рекомендуется показать всю имеющуюся медицинскую документацию. После выяснения этих факторов, логопед переходит к обследованию своего пациента. Он осматривает артикуляционный аппарат, определяет их подвижность. Это происходит при помощи особых упражнений и задач, которые ребенок должен выполнить.

В диагностику дислалии входит анализ звукопроизношения, определение речевых дефектов, их характер, глубина, степень сложности. Особое внимание уделяется фонетическому слуху – способности дифференцировать звуки на группы. В заключении логопеда указывается форма дислалии, вид (артикуляторно-фонематический, акустико-фонематический, артикуляторно-фонетический), разновидность звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

При наличии механической дислалии требуется консультация стоматолога и ортодонта. Для функциональной – невролог и анализ с его стороны. Потребуется также диагностика со стороны отолоринголага, на предмет обследования слухового аппарата. Главной целью является точное определение состояния ребенка и уровня развития его речевого аппарата. Правильная диагностика необходима для точной и правильно подобранной коррекции.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Существует общая симптоматика двух нарушений речи, которая может ввести в заблуждение специалиста при постановке диагноза. В таблице ниже представлены основные характерные черты, которые помогут дифференцировать стертую дизартрию и дислалию.

дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии
Таблица для дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии.

Распространенность проблемы

Дислалия является частой проблемой. На этот счет существуют разные оценки, в среднем, количество детей, страдающих от этого речевого нарушения составляет около 25-30% в дошкольном возрасте. По мере взросления это количество сокращается. В младшем школьном возрасте этот процент снижается до 17-20%. В старшем возрасте таких детей всего 1-2%.

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%.

Чаще в практике логопедов встречаются комбинированные нарушения артикуляции, которые создают барьер для развития письмом. Дети, при этом имеют обширный словарный запас, структура построения речи не нарушена. Соблюдаются все грамматические законы – падежи, склонения, окончания.

Материал к теме  Общее недоразвитие речи: классификация ОНР, прогноз и коррекция

Связь дислалии с дислексией и дисграфией

Дисграфией и дислексией называют неспособность ребенка овладения навыками чтения и письма, при сохранении у них интеллектуальных возможностей. Часто эти диагнозы могут наблюдаться одновременно. Есть алексия – полная неспособность чтения, аграфия – письма. На практике, дети, страдающие дислалией, чаще имеют и эти нарушения. Устранения и коррекционная работа с дислалией приводит к улучшению дисграфией, дислексией.

 Методы коррекции дислалии

Логопедическая коррекция, в зависимости от тяжести дислалии, состоит из нескольких этапов. Длительность может занять он одного до шести месяцев. Этапы коррекции:

  • Подготовительная работа с воспроизведением фонем. Здесь отрабатывают различные техники дыхания, фонетический слух, работа с опорными звуками.
  • Постановка нарушенных звуков, формирование правильной артикуляции. Для этого могут использоваться специальные инструменты. Результатом работы становится произношение звуков без помощи взрослых.
  • Закрепление полученных результатов. Для начало в отдельных слогах, а затем в словах и предложениях.
  • Дифференциация. Пациент учится различать и правильно говорить звуки, которые он сам произносит.

Все методы направлены на установление звуков, умение их отличать, улучшать память, развить навыки коммуникации.

Подготовительный этап

Ребенок должен включиться в логопедический процесс. Логопед устанавливает с ребенком контакт и доверительные отношения, дать время адаптироваться ребенку в новых для него условиях. Также на этом этапе проходят:

  • развитие внимание;
  • памяти;
  • мыслительного процесса;

Постановка

Проводится постановка правильных звуков, формирование у ребенка артикуляции на специальных материалах, упражнениях. На этом этапе отрабатывается навыки дифференцирования звуков. Для этого используются три способа:

  • Первый способ. Ребенок сам предпринимает осознанные попытки установить правильную артикуляцию. Взрослый должен просто ему в этом помочь. Могут использоваться тактильные, зрительные, акустические упражнения.
  • Второй способ. Внешнее механическое воздействие на ребенка и его артикуляционный аппарат. Логопед должен попросить повторить звук несколько раз, а затем зондами поставить этот звук правильно. В дальнейшем довести проговаривание без использования инструмента.
  • Третий способ – это совмещение первых двух.

Каждый из этих этапов имеет различную степень сложности и выбирается логопедом.

Упражнения для устранения механической дислалии

При этом типе дислалии речь ребенка проходит сквозь зубы. Он не может двигать нижней челюстью, в частности широко открыть свой рот. Проблема заключается в неправильной форсированности артикуляционного аппарата – лицевых мышц, прикуса и других. Развить их можно специальными упражнениями. Их нужно делать вместе со взрослыми, сидя перед зеркалом и наблюдая за его действиями (ребенка), контролируя и корректируя его.

Следует начинать с открывания и закрывания рта, постепенно увеличивая зазор между челюстями. Набор упражнений подбирается непосредственно логопедом для конкретного случая. Есть базовые упражнения, которые используются в большинстве случаев:

  • Улыбка. Губы должны принять положение улыбки. Передние зубы должны быть видны и в таком положении зафиксироваться на 10 секунд.
  • Трубочка. Зубы сильно прижаты, губы вытягиваются вперед, принимая форму трубочки также на 10 секунд.
  • Чередование «улыбки» и «трубочки» не менее 10 раз.
  • Воронка. Зубы должны быть разомкнуты, губы вытягиваются вперед. На счет «два» втягиваются в рот, подворачиваясь за зубы. Повторить 10 раз.
  • Литавры. Губы заходят за зубы. Ими нужно похлопать, издавая соответствующий звук.
  • Лошадка. Губы необходимо расслабить и делать ими движения, имитирующие фырканье лошади.
  • Засов. Сжатые зубы, нижняя губа должна совершать движения вправо-влево.
  • Прятки. Спрятать нижнюю губу за верхние зубы. Должна быть видна только губа. В таком положении зафиксироваться на 5 секунд. Такое же упражнение проделать с нижней губой и чередовать их по 10 раз каждую.

Новые технологии в коррекции дислалии

Связь между логопедией и ортодонтологией установлена давно, особенно актуально это для механической дислалии. В этой сфере есть современные решения проблем, которые приводят к подобным речевым нарушениям. Таким примером являются миофункциональные контейнеры, вестибулярные пластинки. Контейнеры появились не так давно, а о влиянии их на речь стало известно совсем недавно – около четырех лет назад. Механическая дислалия обусловлена неправильным прикусом, аномалиями с зубочелюстным аппаратом, логопед не может влиять и тем более устранить данную проблему.

В 2008 году были проведены исследования с использованием средств миофункциональной коррекции. Это трейнеры, изготовленные из силикона. Результаты показали что у 100% детей восстановилось дыхание через нос, а 99% нормализовали речевые нарушения. На основе этой работы были сформулированы вывод, что преортодонтический трейнер доказал на практике свою клиническую эффективность и может быть использован для коррекции дыхания и прикуса у ребенка.

Прогноз на выздоровление

Если речевые нарушения не обусловлены поражениями коры головного мозга, есть прогноз на полное выздоровление. В некоторых случаях, нарушения могут быть скомпенсированы в более позднем возрасте. Для достижения благоприятных результатов, взрослые должны сами соблюдать правильность речи, не использовать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Меры профилактики дислалии

Главными профилактическими мерами являются:

  • Для полноценного речевого развития, формирования артикуляционного аппарата, ребенок должен получать твердую пищу.
  • Нарушения с речью встречаются у детей, получающие только мягкую пищу, чаще чем у других.
  • Необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.
  • Выявить имеющиеся речевые нарушения и приступить к их устранению.

Внимание к речевым проблемам ребенка, адекватная коррекция позволят избежать негативные последствия и вовремя устранить все проблемы.

Администрация сайта/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
razvivayrech.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector
Яндекс.Метрика