Яндекс.Метрика
Что такое псевдобульбарная дизартрия

Что такое псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – одна из форм дизартрии, появляющаяся при поражении корковых путей от мозга к ядрам нервного ствола, что влечет за собой паралич мышц языкоглоточного, блуждающего, подъязычного нервов. У ребенка с таким речевым расстройством нарушается речевая и общая моторика. Малыш имеет проблемы с сосательным рефлексом, часто захлебывается, проявляются нарушения моторики лицевых мышц.

Симптомы заболевания

Симптомы псевдобульбарной дизартрии зависят от степени тяжести, которых существует всего четрые:

  • 1-ая степень – отсутствую выраженные дефекты речи, выявить которые может логопед.
  • 2-ая степень – речь ребенка понятна, но заметны некоторые речевые расстройства.
  • 3-яя степень – речь непонятна окружающим людям, в том числе близким.
  • 4-ая степень – речь пациента не понятна абсолютно.

Общая симптоматика этой формы дизартрии имеет некоторые составляющие:

  • искаженные слоги, звуки;
  • гипертонус лицевых мышц;
  • ограниченность подвижности языка, губ;
  • повышенное слюнотечение;
  • слабый тихий голос;
  • аритмичность дыхания.

Поставить диагноз «псевдобульбарная дизартрия» может исключительно специалист логопед или невролог на основании определенных результатов исследований.

Причины речевого нарушения

Речевые нарушения появляются при поражении путей между бульбарными нервами и корой головного мозга. Это может возникать по ряду причин:

  1. Цереброваскулярные расстройства. Такими являются инсульты, ишемия мозга, церебральный атеросклероз. Эти заболевания часто приводят к развивающимся псевдобульбарным расстройства, приводящим к расстройству речевого аппарата.
  2. Травма головы. Эта причина самая частая для детей старше одного года.
  3. Перинатальная патология. К этой группе относятся гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовая травма. В результате этих процессов происходит функциональные кортико-бульбарные нарушения.
  4. Нейроинфекции.
Материал к теме  Что такое сенсорная алалия

По всем этим причинам при псевдобульбарной дизартрии страдает и нарушается структура речевого дефекта.

Формы псевдобульбарной дизартрии

Существует три формы этого типа дизартрии:

  • спастическая (спазматическая);
  • паретическая;
  • смешанная (то есть спастико-паратическая).

Каждая из этих форм имеет свою симптоматику, особенности лечения.

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии

Такая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется напряженностью дыхательных мышц или гиперкинезией гортани, спастическим парезом языковой мышцы, напряженностью губных мышц и нарушенным тонусом нёба.

Такие проявления делают речь более монотонной, с наличием назализованного оттенка. Ребенку сложно удерживать артикуляционную позу, есть сложности с их переключением, может наблюдаться длительное время в дыхательном процессе, что приводит к проблемам в голосообразовании (артикуляции). При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются следующие характерные явления:

  • беззвучная артикуляция;
  • нет продолжительного покоя речевой мускулатуры;
  • спазмы губных мышц;
  • напряжение при улыбке;
  • ограниченность в движениях языка;
  • наблюдаются нарушения сосущих и глотательных движений;

Часто у детей с таким нарушением отсутствует первый крик, а дыхание выраженно слабо и аритмичное, наблюдается слабый короткий выдох, речь происходит на вдохе. Также для этого вида характерно наличие речевых фонаций, слабый тихий голос, темп речи быстрый, но не выдерживается ее ритм. Другими словам, у которого обнаружена спастическая форма псевдобульбарной дизартрии, разговаривает от спазма до спазма, что приводит к употреблению коротких фраз с плохой разборчивостью, зависящей от силы голоса. При этом смысл произнесенного не страдает.

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии

Такая форма наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатур. У ребенка наблюдается паретичность языка, губ, нёба. Наблюдается трудность в переключении артикуляционных поз, асинхронность в дыхании и артикуляционных движений. Часто у такого ребенка может быть повышенное слюнотечение (саливация).

Вдох при разговоре короткий и неполноценный, выдох при этом также слабый. Сам голос громкий, звонкий, но быстрозатухающий. Речь при этом имеет носовое произношение, слабая и тихая. Некоторые изолированные звуки полностью сохранны, но в речевом потоке они смазаны. Прием пищи имеет нарушенный темп, имеются затруднения в координации жевательных движений.

Материал к теме  Что такое бульбарная дизартрия

Смешанная форма

Такая форма является самой распространенной. В научной литературе она называется спастико-паретическим синдромом. При ней наблюдается гипертонус одной группы мышц, например, мышц губ и щек, а язык при этом имеет пониженный тонус.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Пациента должны вести логопед, невролог и другие узкие медицинские специалисты. Для точной диагностики используются следующие методы исследований:

  • логопедическое исследование речи;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • МРТ головы.

В отдельных случаях может быть назначено исследование цереброспинальной жидкости путем люмбальной пункции. Такой анализ выявляет нейроинфекционные причины. В диагностике должен принимать участие невролог. Им должны быть проведены осмотр, специальные тести, изучение моторики и мимики ребенка. Эти методы дают возможность оценить степень, вид, причины расстройства, а также на основании полученных данных сформулировать эффективную программу лечения.

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Коррекционная работа строится на логопедических занятиях и упражнениях. Они проводятся обязательно под контролем специалиста и направлены на развитие мелкой и речевой моторики. В некоторых случаях может применяться медикаментозное лечение. Общая коррекция этой формы дизартрии состоит из:

  • физиотерапии;
  • лечебной физической культуры;
  • приема ванн;
  • рефлексотерапии и других.

Для медикаментозного лечения используются ноотропы. Важно понимать, что в этом вопросе крайне важна ранняя диагностика. Все лечебные мероприятия коррекционной программы должен назначать исключительно специалист, заниматься самолечением может быть опасно.

Для коррекции используется этиопатогенетическое лечение. Оно устраняет  этиологические факторы речевого развития. Если дизартрия вызвана нейроинфекциями, необходимо назначать противовирусную и антибактериальную терапии. Методы лечения зависят от причин появления этого речевого нарушения.

Материал к теме  Что такое алалия у детей: какие причины и как она проявляется

Важную часть составляют специальные логопедические занятия. При гипертонусе может использоваться логопедический массаж, дыхательная гимнастика и другие упражнения. Эта часть коррекции направлена на получение плавности речи, ее эмоциональности и выразительности.

Отличие бульбарной дизартрии от псевдобульбарной таблица

Основные отличия бульбарной дизартрии от псевдобульбарной состоят в следующем:

  • Они отличаются особенностями паралича речевой мускулатуры. При бульбарном типе наблюдается периферической, а при псевдобульбарной парез имеет центральный характер.
  • При бульбарной нарушаются произвольные и непроизвольные движения речевой моторики. При псевдобульбарной страдают только произвольные звуки.
  • При бульбарной дизартрии происходит поражение диффузной артикуляционной моторики, а при втором типе наблюдается избирательный характер нарушения артикуляционных движений.

Также отличаются нарушения в звукопроизношении. Бульбарный тип делает произношение гласных букв нейтральным.

Возможные осложнения

Речевые нарушения затрудняют, а в некоторые случаях вовсе сводят на нет коммуникации с другими людьми. Понимание наличия проблемы с артикуляцией, неспособность донести информацию окружающим негативно влияют на общее психическое здоровье, а также способны привести к невротическим расстройствам, таким как неврастения, депрессия и другие. При дизартрии часто наблюдаются трудности с приемом пищи. Человек часто давится едой и водой, что опасно асфиксией или аспирационной пневмонией.

У детей страдающих псевдобульбарной дизартрией часто наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), что в свою очередь опасно дислексией и дисграфией. Дети с легкой формой могут сталкиваться с проблемами в школе (общение с учителями и одноклассниками). Дети со средней и тяжелой формой проходят обучение в специализированных школах. Если не проводит коррекционную работу с ребенком вовремя, вероятен риск развития интеллектуальной недостаточности и общей задержкой психического развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
razvivayrech.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector